yes1111 (yes1111) wrote,
yes1111
yes1111

Физика, музыка и День Радио (ностальгическое)



Начал писать как коммент к посту Севы Новгородцева под названием "Осторожно, люди!": 1966 год. Органола. А потом перечитал написанное и подумал: а почему бы не выложить это отдельным постом? А вдруг еще кому-то окажется близко и интересно?

А я вот, как одно из ярких впечатлений детства, вспоминаю как раз "красивый" звук. Правда, не "пневматический", а чисто электронный. Шел тогда от Рождества Христова 1973-й год, а от моего рождения - 7-й. Мой папа купил в подарок своей теще (моей бабушке) новую радиолу "Рекорд-352", а к ней - 2 пластинки. Одна большая, стереофоническая. Называлась "Эдита Пьеха и ансамбль "Дружба"". А вторая - гибкая, Муслима Магомаева. И крутил я их целыми днями по очереди, пока не выучил наизусть. Так вот, на пластинке у Пьехи буквально влюбился я в тамошнее звучание электрооргана: удивительно богатый, насыщенный, динамичный и разнообразный звук, впечатляет даже по нашим временам. А тогда вообще пробирало меня буквально до мурашек по спине.


Прошли годы, много слышал я с тех пор самых разных клавиш, но эти так и запомнились на всю жизнь. А когда подрос, закончил школу и набрался опыта как радиолюбитель, воспылал желанием этот самый звук воспроизвести самостоятельно. В смысле - собрать инструмент и научиться на нем играть. Поддержал меня в этой затее одноклассник Витя, который неплохо играл на гитаре и тоже был радиолюбителем. Тем более, что нам попалась в журнале "Радио" реклама Житомирского завода "Электроизмеритель": они продавали клавиатуры по 50 рублей за штуку. От одного вида этого сокровища воображение разыгралось не на шутку, и я решил не мелочиться: ваять сразу двухмануальник.

Вот только одна беда: на каком именно инструменте играл в те годы клавишник "Дружбы", и где найти его схему? Хоть Александру Броневицкому пиши, ей-Богу! Только вот куда писать? На деревню дедушке? Надобно напомнить, что средств для поиска информации и общения в те годы было значительно меньше, а сам я в 18 лет был намного стеснительнее и нерешительнее, чем сейчас.

В общем, стал пока самостоятельно копать литературу. И нарисовался у меня таким образом (на бумаге, ес-сно!) весьма интересный инструмент. Полифонический, т.е. звучать будут одновременно все ноты, до которых сможешь дотянуться и нажать любой частью тела. Манипуляторы на каждую клавишу с раздельной регулировкой атаки и затухания. Гармонический синтез, для реализации которого было героическими усилиями наковыряно отовсюду с полтысячи диодов Д9 (если кто помнит - такие мелкие стеклянные, с цветными точками).

В одном только решил отойти от классических канонов: кумарило меня настраивать сразу 12 генераторов, да следить, чтобы частоты со временем никуда не расползались. Посему принято волевое решение: весь строй получать с помощью цифрового делителя частоты. От одного первичного генератора в несколько мегагерц, дальше для каждой ноты делилось в расчетное количество раз, и в результате получал 12 первичных тонов пятой октавы. Ну, а дальше - классика жанра: цепочка обычных триггеров, каждый из которых понижал на октаву. Вдобавок, такой метод позволял в любой момент переключиться с кварцевого генератора на обычный перестраиваемый RC, и очень просто получить таким образом шикарное глиссандо с полным сохранением всех относительных интервалов (Сева и остальные профессиональные музыканты, извините меня за безграмотное употребление музыкальных терминов, но я не музыкант, а радиоинженер).

На практике все получилось гораздо грустнее. Дойти я успел только до стадии напайки микросхем делителя частоты на платы. Дальше первый курс института закончился, и меня внезапно забрали в армию. После возвращения я узнал, что друга-одноклассика Вити уже нет в живых: еще в школе у него были большие проблемы со здоровьем. Возвращаться к постройке инструмента я уже не стал, т.к. закружили новые дела, проблемы и увлечения. Персональный компьютер, например. Ну, тот уж спаял и запустил, на нем еще не один курсовой и расчетку сделал. И пофигу, что грузилось с магнитофона и выводилось на простой телевизор: главное, что работало! А музыкальная карьера, меж тем, тихо закончилась, не успев начаться.

Пару лет назад вспомнил эту историю и полез искать уже с новыми возможностями. Вероятно, тем инструментом, который так зацепил мою детскую душу, была итальянская Farfisa, или ее ГДРовский клон Weltmeister. Интересно, что на такой же, судя по всему играл Ричард Райт в ранних альбомах Pink Floyd (по The Dark Side of the Moon включительно), и Владимир Николаев в "Песнярах". А схема... Да элементарно, Ватсон! Зашел на сайт Combo Organ Heaven - и нашел там сразу все: и шикарные фотографии во всяческих ракурсах, и схема, и описание с инструкцией, и даже записи образцов звука! В общем - только бери и делай. Только вот когда? Где мое свободное время, которое в юности было буквально некуда девать?

В общем, такая вот получилась физика с музыкой на сон грядущий.
Tags: история, музыка, позитив, радиоэлектроника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments